Воскресенье, 05.05.2024, 13:21
Приветствую Вас, Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Block title
опрос
Хотите вы служить в армии?
Всего ответов: 43
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

§ 3. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной России

История кадетских корпусов России началась в 1731 году, и почти сразу возник вопрос о создании определенной символики кадетских корпусов — как униформологической, так и фалерестической, вексиллологической, геральдической. 


В педагогической литературе ряд авторов обращались к рассмотрению различных аспектов деятельности кадетских корпусов.

В истории педагогической науки с практической точки зрения к изучению кадетских корпусов обращался И.И. Бецкой. В 70-е г.г. XX в. в исследованиях Л.Г. Бескровного и П.А. Зайончковского рассматривалась роль кадетских корпусов в подготовке высококвалифицированных кадров для решения военно-оборонных задач и ведения военных действий. Историю кадетских корпусов и военных гимназий России в своих работах рассматривали: Н.И. Алпатов, М.А. Белоконь, С.В. Богданов, Э.М. Филиппов. Вопросам гуманизации в военном образовании в дореволюционной России, в том числе, в кадетских корпусах, уделяют внимание А.В. Гаврилин, Л.В. Ховрина. И.В. Андрюшин рассматривает систему воспитательной работы в кадетских корпусах, И.А. Уваров затрагивает проблемы формирования морально-волевых качеств у кадет.




В воспитании и обучении кадет особую роль играла символика кадетских корпусов. Автор ряда научных исследований в области военной истории В.М. Крылов, опираясь на архивные материалы, в монографии, посвященной роли кадетских корпусов в подготовке офицерского корпуса XVIII-XIX вв., к символике кадетских корпусов относит, в первую очередь, форму одежды, нагрудные знаки и жетоны военных учебных заведений, а также знамена.

Как указывает Советская военная энциклопедия, под военной формой одежды понимается «общее название всех предметов военного обмундирования, снаряжения и знаков различия, принятых для личного состава вооруженных сил государства». Военная форма одежды играет важную роль в повседневной жизни и боевой деятельности войск. Она способствует строгому выполнению обязанностей военной службы, повышению организованности, дисциплинирует военнослужащих, позволяет различать их принадлежность к вооруженным силам государства, видам этих сил, родам войск и определяет воинское звание.

Характерные особенности, значение и отношение самих учащихся кадетского корпуса к военной форме играют определенную роль в формировании патриотических чувств.




Начало форменного убора воспитанников военно-учебных заведений следует искать в истории Петровского времени. В сухопутных войсках появление специальной кадетской формы связано с учреждением в 1731 году первого в русской армии кадетского корпуса. Эту дату следует считать началом первого этапа процесса становления мундира кадета русской армии. Данный этап характеризуется появлением кадетской одежды, ее пестрым разнообразием наряду с некоторыми признаками унификации. 17 февраля 1732 года первые 30 кадет прибыли в новоучрежденный корпус, директор которого, барон Людвиг фон Люберас, предписал: «доколе академия кадетского корпуса учредится,…и доколе мундир на них построится, приказать им ходить всем в равенстве в белых штиблетах и в шляпах с золотым позументом и с бантом и волосы убрать в косу». Именно эти импровизированные детали костюма можно считать первыми по времени в воинском наряде российских кадет. Как следует из документальных источников, настоящее полное обмундирование воспитанники корпуса получили, по всей видимости, при подготовке к Высочайшему смотру 12 декабря 1732 года, на котором они впервые демонстрировали перед императрицей свои «экзерциции ружьем». Форму первых кадет составлял обычный для русской армии темно-зеленый кафтан с отложным воротником, обшлагами, оторочкою петель и лацканами красного цвета. Камзол и штаны шились из сукна лосиного оттенка. На ногах были тупоносые башмаки и штиблеты, полагался белый полотняный галстук и замшевые перчатки с отворотами, обшитыми золотым галуном. Большинство кадет носили треугольные шляпы с кокардой из белых шелковых лент. Первый в России кадетский корпус с самого начала создавался как особо привилегированное учебное заведение. О почетном положении представителей нового учебного учреждения свидетельствовала и их форма. Кафтаны и камзолы, обшитые по краю золотым галуном, сближали кадет с офицерами гвардии, а лосиный цвет штанов и камзолов напоминал офицерское обмундирование кирасир. Как пишет В.М. Крылов, значительно более конкретную образовательную цель — подготовку офицеров-специалистов — имел учрежденный 25 октября 1762 года Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский корпус. Согласно этой главной принадлежности и была решена форма одежды. Его кадетам назначался «вседневный мундир — кафтан красный, воротник, лацканы, обшлага и подкладка черные, камзол и штаны лосинные; шляпа с бантом волосяным вседневным без галуна; мундир парадный с золотым галуном».

С годами форменная одежда воспитанников военно-учебных заведений претерпевала в целом те же изменения, что и обмундирование русской армии. Изменялись как расцветка, так и фасоны мундиров. В Императорском Сухопутном Шляхетном корпусе для различия новоучрежденных возрастов их воспитанников специально одели в платье разного цвета. Между собой кадеты различались и тем, что у старших по возрасту погоны белого цвета были с кистью.

Пестрое разнообразие кадетской одежды, ее подчеркнутая нарядность не только давали представление о «золотом веке дворянства», но и отражали состояние военного дела, а также степень организации специального обучения. Немногочисленные тогда военно-учебные заведения, каждое отдельно, управлялись по усмотрению своих начальников и практически не имели между собой прочной связи. В таких условиях ожидать единого образца обмундирования не приходилось. При всем том можно считать, что в употреблении уже был общий тип кадетского мундира.

Как отмечается в исследованиях А. Смирнова, с конца XVIII века начинают предприниматься шаги к унификации и изменению формы одежды кадет. Новое обличие воспитанников кадетских корпусов более всего стало напоминать скромную форму офицеров армейской пехоты, темно-зеленого цвета. О прежнем особом положении кадет и их традиционной близости к высшей власти напоминал гвардейский золотой с черным шелком галун, которым были обшиты остроконечные шапки. Таким образом, этот период завершается стремлением к созданию единой формы, но на кадет продолжают смотреть как на носителей «приготовительного чина», своим достоинством и положением близкого к офицерству.

Иной взгляд на ранговый уровень учащихся военно-учебных заведений утвердился в XIX столетии. Намерение упорядочить систему военного образования нашло свое заметное отражение в кадетской форме. В 1802 году в форме одежды кадет произошло важное изменение: их воспитанники (вместе со всей армией) облачаются в мундиры нового, так называемого фрачного покроя. Отличием кадет служили красные рукавные клапаны с темно-зеленой выпушкой на них, а также прежний золотой галун по воротнику, обшлагам и трем сторонам клапанов мундира. В течение короткого времени неоднократно изменяется и головной убор кадет. Подтверждением успехов в образовании единого военно-учебного ведомства стало установление особой эмблемы, а с 1810 года введение золотого герба с выбитым на нем двуглавым орлом. Именно это изображение стало для российских кадетских корпусов на долгие годы почетным отличительным знаком. С 1832 года вводится свое обмундирование для кадет губернских кадетских корпусов, отличное от столичных.

Как пишет В.М. Крылов, в 20-х годах XIX века было окончательно узаконено разделение формы воспитанников кадетских корпусов на праздничную, парадную, дежурную, строевую, походную и вседневную, или классную. Наряду со случаями появления самых своеобразных фасонов формы в первой половине XIX века складывается общая система взаимного различия корпусов, в которой главным элементом становятся погоны присвоенного цвета. Например, у кадет первого корпуса были красные, второго — белые, в Дворянском полку — желтые. В январе 1835 года на кадетских погонах начинают помещать номера и литеры: «К1» — в первом кадетском, «П.К.» — в Павловском, «С.К.» — в Сибирском корпусах. В это же время на мундирах появляются пуговицы с государственным гербом. С марта 1858 года во всех без исключения войсках, и в том числе для кадет, были установлены шинели по новому образцу с отложным закругленным воротником и суконными клапанами без пуговиц.




Автор отмечает, что во второй половине XIX века задачей кадетских корпусов оставалось первоначальное образование и воспитание кадет на воинских традициях, одним из символов которых стали золотые петлицы.

В результате преобразований кадетских корпусов они превращаются в так называемые военные гимназии. У воспитанников этих учебных заведений как раз и оказалась первая, по-настоящему единая форма. 6 мая 1864 года был введен только один образец обмундирования для всех военных гимназий. Он предусматривал отказ от герба и султана на шапке, гладкие пуговицы «красной меди» и погоны прежних цветов. Период с начала до 80-х годов XIX века считается вторым этапом развития мундира кадета русской армии и отличается, прежде всего, стремлением к выработке единообразной, оправданной в своих специфических особенностях формы кадет. В этот период значение форменного обмундирования для кадетских корпусов не ограничилось только поддержанием субординации, гигиенических норм или должного престижа. Одежда превращалась в прямое средство педагогического воздействия. Не случайно в сохранившихся в архивах инструкциях для воспитателей особо подчеркивалось: «Все, что имеет влияние на образование мыслей, должно входить в соображение при нравственном воспитании».

Третий период датируется концом XIX века до 1917 года: форма одежды отвечает как гигиеническим требованиям, так и задачам учебной и воспитательной работы с ними. Обличие кадет подвергалось лишь определенному совершенствованию в своих деталях. В этот период в полной мере определился фасон кадетской формы, удачно отвечающий как учебным требованиям, так и повседневному удобству воспитанников. И в начале XX века российские кадеты продолжали, как и раньше, носить свои традиционные однобортные мундиры черного цвета, такие же шинели, низкие сапоги и длинные навыпуск шаровары без кантов.

Неизменной оставалась определяющая, смысловая сторона устройства формы. Одежда воспитанников кадетских корпусов ясно указывала как на ведомственную принадлежность, так и на место, отведенное кадетам в структуре русской армии. Можно говорить, что кадетское обмундирование утверждало преемственность как цель специально-военного воспитания и обучения. Форма своими характерно армейскими элементами резко выделяла кадет из среды учащейся молодежи. На учащихся кадетских корпусов смотрели как на представителей почетной военной школы. Внешний облик российских кадет, благодаря системе традиционных элементов данной им формы, во всех случаях ясно определял кадет как органичную часть русской армии, полноправных представителей привилегированной военной школы.

Знаки и жетоны, как почетные символы кадетских корпусов, играли немаловажную роль в их жизни. Небольшие по размерам нагрудные знаки были очень дороги воспитанникам, преподавателям, офицерам-воспитателям этих учебных заведений как свидетельство общности кадет, как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире или вицмундире, а жетоны — на цепочке, на пуговице за бортом формы или как брелок к часам. К созданию знаков и жетонов относились очень ответственно, объявлялись конкурсы проектов эскизов.



мызыка
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031